С 2009 года при кафедре дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного открыта магистратура. Обучение на кафедре ведется по двум магистерским программам. Целью магистерских программ является подготовка высококвалифицированных специалистов — соответственно лингвистов и методистов, обладающих профессиональной компетенцией, которая представляет собой комплекс знаний и умений, позволяющих осуществлять обучение граждан зарубежных стран русскому языку в аккредитованных образовательных учреждениях (организациях). Для поступления в магистратуру обязательным является наличие документа об окончании бакалавриата соответствующего образца.
В настоящее время обучение в магистратуре ведется по следующим программам:
1. Русский язык как иностранный: лингвистические, лингвометодические и лингвокультурологические основы преподавания.
Данная программа (программа интегрированной магистратуры) адресована учащимся, знакомым с основами описания и преподавания русского языка как иностранного, прошедшим соответствующую подготовку в бакалавриате / специалитете.
2. Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания.
Данная программа (программа традиционной магистратуры) адресована учащимся, которые имеют только общефилологическую подготовку. В то же время наша кафедра приглашает абитуриентов, которых интересуют вопросы не только лингвистического, но и методического характера, вопросы изучения русского языка с целью его преподавания в иностранной аудитории и методики преподавания русского языка как иностранного.
Специфика данной магистерской программы заключается в том, что проходить обучение по ней могут не только студенты из России, но также иностранные учащиеся. При этом группы не разделяются на русских и иностранцев, поэтому у наших иностранных магистрантов есть прекрасная возможность обучаться в одной группе с носителями русского языка, что в значительной степени способствует повышению их уровня владения изучаемым языком.
Обучение по данной магистерской программе успешно прошли учащиеся из Китая, Турции, Южной Кореи, Японии, США, Сербии, Казахстана и ряда других стран.
21.04.2024 г. в рамках Дня иностранного абитуриента состоялась инфосессия филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, на которой сотрудники кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета и кафедры дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного рассказали о специфике основных учебных программ кафедр, в частности, программы «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания». Фрагменты видеозаписи инфосессии можно посмотреть здесь.
Традиционная магистратура
Основные курсы по выбору (аннотации):
- Грамматика как аспект преподавания русского языка как иностранного (морфология)
- Грамматика как аспект преподавания русского языка как иностранного (синтаксис)
- Звучащая речь в системе обучения русскому языку как иностранному
- Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного
- Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного
- Основы функциональной грамматики русского языка
- Психолингвистика в аспекте преподавания русского языка как иностранного
- Русский язык на фоне иноязычных систем
- Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного
- Современные концепции учебника русского языка как иностранного
Интегрированная магистратура
Основные курсы по выбору (аннотации):
- Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного (грамматика)
- Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного (фонетика, лексикология, лингвокультурология)
- История и методология создания курсов русской практической фонетики
- История и методология функционально-коммуникативного описания русского языка как иностранного
- История русского языка в системе подготовки преподавателей русского языка как иностранного
- Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного
- Лексикография русской когнитивной базы
- Лингвокультурология в системе обучения русскому языку как иностранному
- Лингвометодические основы работы с художественным текстом в иноязычной аудитории
- Национально и профессионально ориентированные курсы русского языка как иностранного: типология и структура
- Освоение лексики в родном и изучаемом языках как объект исследования и контроля
- Профессионально ориентированное обучение и тестирование по русскому языку как иностранному
- Психолингвистика в аспекте преподавания русского языка как иностранного
- Сертификационное тестирование в системе обучения русскому языку как иностранному
- Современные концепции учебника русского языка как иностранного
- Теория грамматикализации как новый этап развития лингвистики
- Трудности синтаксиса в контексте преподавания русского языка как иностранного
- Функциональная стилистика в контексте преподавания русского языка как иностранного
- Части речи в лингводидактическом аспекте
Программа цикла дисциплин «Русский язык как иностранный» опубликована в книге «Русский язык и его история: Программы кафедры русского языка для студентов филологических факультетов государственных университетов» (М.: МАКС Пресс, 2007). Книга полностью опубликована на сайте филологического факультета http://www.philol.msu.ru/data/programs/russian.pdf (страницы 287–395).
По окончании обучения магистранты проходят государственную итоговую аттестацию, включающую государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР). С программой госэкзамена и требованиями выполнению и защите ВКР можно ознакомиться в разделе «Студентам», а также по следующим ссылкам:
Программа госэкзамена в традиционной магистратуре
Программа госэкзамена в интегрированной магистратуре
Процедура государственного экзамена, критерии оценки результатов сдачи госэкзамена