Бархударова Елена Леоновна

Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой, специалист по функциональной фонетике РКИ.

Страница в АИС ИСТИНА: https://istina.msu.ru/profile/elbarhat/

Сфера интересов: фонетика современного русского литературного языка, анализ русской звучащей речи в целях ее преподавания в иноязычной аудитории, практическая грамматика русского языка как иностранного, учебный перевод с английского и испанского языков.

Кандидатская диссертация: «Структурная характеристика русских согласных фонем» (М., 1988).

Докторская диссертация: «Консонантизм русского языка (типология, структура, динамика)» (М., 1999).

Научная биография

Членство в фондах, редколлегиях

  • член Ученого совета филологического факультета МГУ;
  • член диссертационного совета МГУ по теории и методике обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному;
  • руководитель магистерских программ «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» и «Русский язык как иностранный: лингвистические, лингвометодические и лингвокультурологические основы преподавания» филологического факультета МГУ;
  • член редколлегии мультиязычного электронного журнала «Stephanos»;
  • член комиссии по фонетике и фонологии РАН;
  • член редколлегии сборника «Язык, сознание, коммуникация»;
  • член редколлегии сборника «Слово. Грамматика. Речь».

Читаемые курсы

Обязательные курсы:

  • «Русский язык как иностранный: функциональная фонетика»,
  • «История и методология изучения русского языка как иностранного» (коллективный курс),
  • «Прикладные аспекты изучения русского языка как иностранного» (коллективный курс),
  • «Теория изучения и преподавания русского языка и культуры» (коллективный курс),
  • «Типология и структура курсов практического русского языка в иноязычной аудитории» (коллективный курс).

Курсы по выбору:

  • «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного (фонетика, лексикология, лингвокультурология)» (коллективный курс по выбору),
  • «Звучащая речь в системе обучения русскому языку как иностранному»,
  • «История и методология создания курсов русской практической фонетики»,
  • «Национально и профессионально ориентированные курсы русского языка как иностранного: типология и структура» (коллективный курс по выбору).

Основные публикации

  1. Пособие по фонетике и интонации русского языка для иностранных магистрантов-литературоведов. — М.: Издательство Московского университета, 2002.
  2. Russian Grammar Workbook. A Self-Study Reference and Practice Book for Foreign Students / Рабочая тетрадь по русской грамматике. С комментариями на английском языке. (учебное пособие) / Под ред. И.В. Одинцовой. М.: Флинта: Наука, 2002; 2003; 2007 (в соавторстве).
  3. По-русски — с хорошим произношением: Практический курс русской звучащей речи. — М.: Русский язык. Курсы, 2008; 2015; 2019; 2022 (в соавторстве).
  4. Русская грамматика в упражнениях. Рабочая тетрадь с комментариями (для иностранных учащихся) (учебное пособие) / Под ред. И.В. Одинцовой. М.: Русский язык. Курсы, 2008; 2010; 2016; 2019 (в соавторстве).
  5. Russiche Zahlwörter. Ein Übungsbuch mit Kommentaren / Русские числительные в комментариях и упражнениях. Helmut Buske Verlag GmbH, Hamburg 2009 (в соавторстве).
  6. Основы сопоставления фонетических систем изучаемого и родного языков в контексте обучения произношению // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. 2015. № 3.
  7. Анализ противопоставления русских согласных по глухости-звонкости в лингводидактическом контексте // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. 2016. № 5.
  8. К проблеме использования лингвокультурологического материала в курсах звучащей речи для иностранцев (статья) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Лингвистика и педагогика». 2016. № 2 (19).
  9. Лингвокультурологический аспект обучения иностранцев русской звучащей речи // Stephanos. 2016. № 5 (19).
  10. Фонетический акцент как показатель характеристик звукового строя родного и изучаемого языков // Русский язык за рубежом. 2017. № 3.
  11. Русский язык как иностранный: фонетика, словообразование. М., 2017; 2020 (в соавторстве).
  12. Русский консонантизм: типологический и структурный анализ. Монография. — М.: Ключ- С, 2018.
  13. Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка как иностранного в современной образовательной парадигме: коллективная монография. М.: МАКС Пресс, 2018 (в соавторстве).
  14. Лингводидактические основы преподавания русского языка как иностранного. М., 2019 (в соавторстве).
  15. Современная дидактика русского языка как второго иностранного: языковые средства / Lenka Rozboudova, Jakub Konecny. Praha: Karolinum, 2018 // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2020. № 2 (в соавторстве).
  16. Звуковые системы русского и чешского языков в контексте обучения чехов русскому произношению // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2021. № 3 (7).
  17. К проблеме типологического исследования русской фонетической системы в лингводидактическом контексте // Русский язык за рубежом. 2021. № 1.
  18. О фонологических взглядах Клавдии Васильевны Горшковой // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2021. № 4.
  19. Лингвокультурологические основы обучения иностранцев русской звучащей речи // Проблемы преподавания русского языка как иностранного в современном вузе: традиции, новации и перспективы: Электронный сборник научных статей. М., 2022.
  20. К характеристике особенностей интерференции в области русской интонации // «…Вперёд и вверх по лестнице звучащей». Сборник статей к 80-летию Ольги Фёдоровны Кривновой. М., 2023.

Спецкурсы и спецсеминары

Спецкурс
«Иностранный акцент в русской речи: типология, диагностика, методика устранения»

Спецкурс
«Типологическое своеобразие русской фонетической системы в контексте обучения иностранцев звучащей речи»

Спецсеминар
«Лингвистические основы создания национально ориентированных курсов русской фонетики»